Текстильная компания «Зеленая стрела» активно действовала на внутреннем рынке
одной из крупных стран СНГ. Компания имеет вертикальную организационную структуру
и следующие виды производств: производство пряжи из хлопка, производство ткани из
этой пряжи, аппретирование и набивка ткани. Четыре года назад компания наладила
швейное производство. Она имеет четыре крупных цеха в помещениях, расположенных на
территории фабрики и 3 склада в 100 км от фабрики. Перевозки с фабрики на склад
осуществляются на грузовых машинах. Большую часть хлопка для своего производства
компания импортирует из соседней страны. Качество этого хлопка хорошее, но объем
поставок меняется. В прошлом году возникли трудности с материально-техническим
снабжением и недопоставки отрицательно сказались на работе компании. По этим
причинам компания стала производить хлопок, но это производство пока на стадии
экспериментального.
Компания производит два вида продукции: ткань и мужские сорочки. Ткань
изготавливается в очень большом количестве. Производство мужских сорочек началось
совсем недавно. Большая часть изготовленной ткани после аппретирования и набивки
продается в страны СНГ. Мужские сорочки в основном экспортируются в Германию,
потому что во время своего пребывания в Германии генеральный директор установил
очень хорошие связи с главным исполнительным директором крупной сети магазинов
розничной торговли. Он заключил первый контракт с этой торговой фирмой, который
рассчитан на 6 месяцев производства. С тех пор у него не было возможности еще раз
встретиться с этим человеком. Недавно один из художников компании «Зеленая стрела»
предложил начать производство скатертей, которое может быть опробовано в малом
масштабе.
Торговая служба компании представлена двумя продавцами: один специализируется
по странам СНГ и внутреннему рынку, другой – по другим странам. Конъюнктурная
информация поступает не систематически, и данные о западных рынках, спросе,
потребителях и т.п. еще не собраны и не изучены. Спрос на внутреннем рынке весьма
большой, несмотря на кризисное состояние и низкую ликвидность в большинстве
сегментов рынка.
Компания имеет огромные производственные мощности (более 2000 ткацких
станков), которые позволяют производить более 80 млн. кв. м. ткани в год. Для
эффективного производства компании нужны большие заказы: она не принимает заказы
менее чем на 100000 кв. м. В настоящее время простаивает около 500 станков, и, по
крайней мере, 200 станков могут быть использованы в любое время.
Возраст станков составляет в среднем 10 лет: ни один из этих станков не может быть
использован в технологии с применением ЧПУ (числовое программное управление) или
автоматизированных производственных линий. Эти станки не позволяют изготавливать
ткань с использованием нескольких нитей разного цвета, они позволяют изготавливать
только набивные или окрашенные ткани.
Образцы рисунка тканей разрабатываются местным художником, который до
настоящего времени имел возможность ездить два раза в год в творческие командировки
по странам СНГ. Художник хотел бы ознакомиться с западными тенденциями в моде и
считает, что местный фольклор и традиции могут быть источником для творчества.
Объем продаж в местной валюте составляет 500 млн. д.е.. 10% от объема продаж
приходится на экспорт и 90% — на внутренний рынок (страны СНГ). Рентабельность равна
15%, но она понизилась с 24% за последние два года.
В последнее время финансовый отдел исследует возможность новых
капиталовложений. Идея заключается в том, чтобы инвестировать 10 млн. в местной
валюте при следующей ожидаемой отдаче:
1 год 1 млн. д.е.
2 год 2 млн.
3 год 2 млн.
4 год 3 млн.
5 год 1 млн.
6 год 1 млн.
7 год 1 млн.
Инвестиции в станки могут позволить увеличить объемы производства, по крайней
мере, на 15%. Возможности реализации продукции еще не оценены.
Один из продавцов предложил недавно расширить объем продаж на местном рынке,
используя розничную торговую сеть. Цель на долгосрочную перспективу заключается в
том, чтобы сделать внутренний рынок более прибыльным. У художника также есть идея
ввести модные элементы в образцы тканей.
В стране происходит приватизация, и многие из работников предприятия
заинтересованы в возможности приобретения акций своей компании. Руководитель отдела
кадров предприятия недавно ознакомился с западными методами стимулирования
заинтересованности работников в деятельности своей компании и хочет испробовать эти
новые методы на своем предприятии.